вторник, 20 мая 2014 г.

Для аксиологического анализа этическиХ моделей в кинематографе

При изучении какого-либо художественного произведения на наличие в нем ценностей, идеалов и нравственных ориентиров, необходимо сказать о способах контроля информации искусством.
Любое художественное произведение может: а)Отображать реальность; б)Моделировать реальность; в)осуществлять одновременно два эти процесса.
Именно последний вариант встречается чаще всего, ввиду того, что моделирование реальности позволяет творцу художественного произведения создавать нечто новое, вместо отсутствующего или неисправно функционирующего; сохранять связь со своим временем и пространством в котором создано произведение; экономить творческие силы, не создавая всю реальность, а заимствуя незначительные ее части.
Для дальнейшей работы нам нужно будет принять несколько терминов:
Идеал – это совокупность недостижимых обычным человеком ценностей, в материальном и социальном планах.
Эталон – это совокупность ценностей желательно-рекомендуемых обществом для достижения человеком.
Но откуда в художественном произведении берутся нормы и ценности? Ответом на это может послужить тот факт, что практически любое произведение, не являющееся полностью реалистичным, а хоть в какой-то мере отображающим реальность, будет задавать ценностное шкалирование, путем того, что оно именно моделирует и как.
Приведу пример: часто в фильмах при съемке улиц невозможно увидеть случайного мусора, маргинальных элементов, вандальных граффити и так далее. Вместо этого улицы, показанные в фильмах, будут чисты, полны хорошо одетых граждан и застроены правильной архитектурой. Показанное нам будет являться нормой того, как должны выглядеть улицы в отличие от реального облика.
Но в данном анализе нас больше будут интересовать этические нормы и ценности.  Источником данных будут выступать персонажи, участвовавшие в фильмах. Можно принять за гипотезу то, что основные персонажи, на которых будет произведен  акцент фильма, будут моделируемые, а персонажи третьего плана(массовки) будут заимствованы из реальности. Но важно помнить, что полное заимствование из реальности крайне трудно  ввиду того, что оно все равно будет создаваться (т.е. моделироваться) режиссером (поэтому, например, актерами в основном становятся люди высокоцениваемой внешности в обществе).
Отрицательные герои же будут показывать не «темную» сторону реальности, а скорее принятый анти-эталон поведения. Благодаря этому, диалектическим методом даже из анализа одного отрицательного героя можно будет вывести  не только то, что осуждается в данном произведении, но и что поощряется.

Идеология
Фильмы, действие которых происходит не в условиях своего времени, затрудняет ценностный анализ, в виду того, что моделированию отдается практически все настолько, что можно судить о том образе моделируемой эпохи, который есть у создателей фильма и его культурной среды. Благодаря этому, опять же, можно выстроить ценностную шкалу путем изучения, что именно моделируется, а что нет. Исключение составят фильмы документальные и исторически верные(реконструкции).

Советское кино
Важной особенностью является его производство сверху-вниз, благодаря этому акцент больше идет на желаемые ценности, которые государство пытается воспитать в своих гражданах. Но выделение желаемых ценностей и правильных норм необходимо происходит на фоне анти-ценностей и общественных стандартных моделей.
Важные исторические события, служащие фоном для создания худ.произведений:
1)    1956 год – XX съезд. Разоблачение культа личности Сталина.
2)    1986 год – Чернобыльская авария
Дописать!!!!

Российское кино

Главным отличием является прекращение производства фильмов сверху-вниз, в том плане, что исчезает идеологическая подоплека и в искусстве начинают рассматриваться самые разные модели поведения и приемлемых ценностей. Начинается блуждание в поисках ориентира, а также активная экспансия продуктов Голливуда,  несущих часто чуждые и непривычные ценности, но с каждым годом, все теснее входящих в жизнь российского человека. Другим отличием от советской киноиндустрии будет бизнес-ориентированная модель кинематографа, создающая фильмы под «социальный заказ» зрителей -  данные фильмы позволяют узнать ценности и нормы, предпочитаемые в большинством зрителей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий